ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ:

«ПРИРОДА ЗИМОЙ»

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

УЧАСТНИКА II (ГОРОДСКОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА РОССИИ — 2018»

В НОМИНАЦИИ

«ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»

ВОСПИТАТЕЛЯ

АБДУЛЛАЕВОЙ ЭЛЬМИРЫ МУСАЕВНЫ

 

         Цель: Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.

         Задачи:

— Образовательные:

  1. Систематизировать и обогащать знания детей о признаках зимы.
  2. Знакомить с особенностями жизни животных, птиц, насекомых, рыб, растений зимой.
  3. Обобщать знания детей о том, как человек помогает животным и птицам пережить зимние месяцы.

— Развивающая: развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

— Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

        Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

         Оборудование: письмо от Лунтика, картинки с изображением времен года, диких животных, 4 домика (домик №1 — животные, которые делают к зиме запасы, домик №2 — животные, которые зимой впадают в спячку, домик №3 — животные, которые ищут корм, домик №4 – животные, которые питаются ветками и корой деревьев), 1/2 тонированного листа ватмана с изображением дерева без листьев, кусочки белой бумаги различного размера и формы; клей, кисти, салфетки.

         

Содержание:

 

  1. Организационный момент. Создание мотивационного поля.

 

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо от Лунтика, давайте посмотрим, что там.

 

Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Помогите мне ответить на трудные вопросы, эти вопросы мне написал паук – дядя Шнюк. Мне очень нужна ваша помощь»

 

Воспитатель: поможем Лунтику правильно ответить на все вопросы?

Ответы детей

 

 2. Введение в тему.

 

(На доске три времени года осень, зима, лето)

Воспитатель: Вопрос 1:

Какое сейчас время года? Осень, зима, весна?

— Найдите нужную картинку и покажите ее.

Ответы детей

Воспитатель: Давайте расскажем стихи о «Зиме», которые мы выучили:

1. Зашумела, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу.

2. Поднялась пыль и вьюга,

Не видать и свету.

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно.

3. Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

 

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вопрос 2: Какие признаки зимы вы знаете?

Ответы детей

— Замерзают земля, вода, холодно

— Идет снег

— Птицы улетели в теплые края

 

Воспитатель: зимой животным холодно и голодно.

Вопрос 3: Как зимуют деревья и кустарники?

Ответы детей (деревья и кустарники зимой спят, укрытые снегом. Проснуться весной).

 

Воспитатель: Вопрос 4: Как зимуют насекомые?

Ответы детей: спят в трещинах стволов, под листьями, в земле.

 

Воспитатель: некоторые животные зимой тоже впадают в спячку.

Вопрос 5: Кто впадает в зимнюю спячку?

Ответы детей (медведь, еж)

 

Воспитатель: они накопили жир за лето и осень, и будут спать всю зиму

Кроме медведей и ежей в зимнюю спячку впадают, бурундуки, барсуки, хомяки и еноты.

Каких животных можно увидеть зимой в лесу?

Ответы детей (волка, лису, зайца, белку, мышь).

 

Воспитатель: животные сменили свои шубки на светлые и более теплые.

Как питаются животные зимой?

Ответы детей

 

Воспитатель: Правильно, они делают запасы, охотятся (изображения на слайде)

Белки и мыши – делают запасы или достают корм из-под снега

Волки, лисы охотятся на мышей, зайцев

Зайцы, лоси — ветками и корой деревьев

 

Физкультминутка: «Медведь и заяц»

У медведя дом большой, (развести руки в стороны)

А у зайца – маленький (руки свести вместе)

Наш медведь пошёл домой, (имитируют походку медведя)

А за ним и заинька. (руки на поясе, прыжки).

Мы медведя провожаем и занятье продолжаем.

 

Воспитатель: Вопрос 6: Назовите зимующих птиц?

Ответы детей

Воспитатель:

Люди должны заботиться о птицах.

Делать кормушки, развешивать на веточки кусочки сала.

Дикие животные заботятся о себе сами, но иногда им тоже помогают люди. В лесу делают для животных специальные кормушки, где оставляют для них сено. (слайд)

 

Дидактическая игра: «Царство животных»

Воспитатель: выбери из животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, белка, мышь) и помести в домики

Домик №1- животные, которые делают к зиме запасы.

Домик №2- животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик №3 — животные, которые ищут корм.

Домик №4 – животные, которые питаются ветками и корой деревьев.

 

III. Заключительная часть

Продуктивная деятельность (1/2 тонированного листа ватмана с изображением дерева без листьев)

 

Воспитатель: Посмотрите, на нашем дереве голые ветки. Чего же ему не хватает сейчас, в это время года?

Ответы детей

 

Воспитатель: Правильно, ребята. Нет снега. И наше дерево может замерзнуть. Как же мы можем ему помочь?

Ответы детей

 

Воспитатель: Мы можем сделать «снег» и защитить дерево от зимнего холода. Мы можем приклеить имеющиеся кусочки белой бумаги – снег – на ветки нашего дерева (коллективная аппликация).

Теперь нашему дереву не страшны никакие морозы.

 

Воспитатель: Как вы думаете, мы правильно отвечали на вопросы?

Какое задание понравилось больше всего?

(ответы детей)

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы сделали все правильно, тем самым очень помогли Лунтику.

 

 

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

УЧАСТНИКА II (ГОРОДСКОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА

«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА РОССИИ — 2018»

В НОМИНАЦИИ

«ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»

ВОСПИТАТЕЛЯ

АБДУЛЛАЕВОЙ ЭЛЬМИРЫ МУСАЕВНЫ

 

             Цель: формирование элементарных математических представлений.

           Задачи:

  1. Образовательные:

— закрепить счет порядковый и обратный в пределах 10;

— закрепить знание геометрических фигур;

— закрепить знание названий дней недели, весенних месяцев и их последовательность;

— закрепить навыки сравнения чисел.

  1. Развивающие:

— развивать социальные навыки умения работать в группе;

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать умение ориентироваться в тетради в клетку;

— развивать мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы.

  1. Воспитательные:

— воспитывать устойчивый интерес к математике;

— воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий;

 

          Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 

          Оборудование: иллюстрации сказки «Гуси-лебеди», веера цифр на каждого ребенка, песня из мультфильма «Фиксики», листочки в клетку, простые карандаши, музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского, бумага желтого, зеленого, красного, оранжевого цвета, белый картон, клей, кисточки, салфетки, красные и синие цветы на каждого ребенка.

 

Содержание

 

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Ответы детей (Осень).

 

Воспитатель: Заканчивается  последний осенний месяц. Как называется этот месяц осени? Назовите другие осенние месяцы по порядку, а какое время года начинается?

Ответы детей

 

Воспитатель: Молодцы! Вы любите путешествовать?

Ответы детей

 

Воспитатель: Мы можем отправиться в одну загадочную страну. Отгадайте загадку.

Она – царица всех наук

Без неё мы – как без рук

Научит думать и решать

И много действий совершать.

 

Ответы детей (математика)

 

  1. Введение в тему.

Воспитатель: Итак, ребята вы правы, мы отправляемся путешествовать по волшебной стране, под названием – математика.

Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки?

Ответы детей

 

Воспитатель: Вот вам иллюстрация к сказке. (показ иллюстраций сказки «Гуси-лебеди»).

1, 2, 3 – сказку назови!

Ответы детей

 

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по сказке «Гуси-лебеди». Путешествие наше будет нелегким, математическим. В пути мы будем выполнять задания, чтобы помочь сказочным героям.

 

Воспитатель: Иттак, послушаем сказку.

Жили-были муж с женой, и были у них дочка и маленький сынок. Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и забыла за братцем присмотреть. Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Бросилась девочка их догонять. Бегала по лесу и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избушке спит Баба Яга, а братец на лавочке играет золотыми

 

 

яблочками. Подбежала девочка схватила мальчика, да бегом домой, а Гуси-лебеди за ней в погоню.

Встретилась детям на пути молочная речка кисельные берега.

-Матушка, спрячь нас! -попросила девочка.

-Перекинь мостик, по которому можно пройти! -сказала речка, тогда помогу.

 

Воспитатель: Поможем девочке с братцем, тогда пойдем в путь?

 Ответы детей

Воспитатель: для этого нужно выполнить следующие задания:

  1. Выложить кирпичики от 0 до 10 в цифровой ряд. Счет в прямом направлении.

Воспитатель: Построили мостик, перешли на другой берег. А речка попросила ответить на вопросы:

  1. Не зевай, быстро на вопросы отвечай!

Назовите дни недели.

Сколько их?

Какой сегодня день?

Какой день недели будет завтра, был вчера?

Какие дни недели считаются выходными днями?

А какие рабочими днями?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Все мои задания выполнили, сказала речка, и спрятала детей под бережок. Гуси-лебеди пролетели мимо. Бегут дети дальше, видят яблоня стоит.

— Яблоня-матушка, спрячь нас, — попросила девочка.

-Выполните мои задания, тогда и спрячу, — сказала яблонька.

 

Воспитатель: Ответьте на вопросы и решите задачи.

1: Пять ворон на крышу сели.

Две еще к ним прилетели

Отвечайте быстро смело:

Сколько всех их прилетело? (7).

 

Воспитатель: Ребята,  а вы знаете , что каждая задача состоит из 4 частей

1-условие (это то о чем говорится в задачи)

2-вопрос (это что нужно найти)

3- решение (что нужно сделать)

4-ответ.

Давайте назовем условие задачи, теперь вопрос задачи, решение и ответ.

Молодцы

Физминутка «В понедельник я купался»

Воспитатель: Отдохнули. А теперь решите эту задачу и ответ покажите. (веер цифр)(Сидя за столом)

Задача 2.

Яблони в саду поспели

Мы отведать их успели.

Пять румяных наливных,

Три с кислинкой. Сколько их? (8).

 

Задача 3.

Пять мышат в траве шуршат,

Три забрались под ушат.

Два мышонка спят под елкой

Сосчитать мышей не долго? (10).

 

Задача 4.

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним (сколько стало щенят) (2).

 

Задача 5.

Шесть веселых медвежат

За малиною сидят

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди.

Сколько мишек впереди? (5).

 

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, посмотрите, какой красивый домик! Только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать. Вспомните предыдущее число и последующее этому числу.

Подвиньте к себе домики и возьмите в руки карандаши. Пронумеруйте квартиры. (дети выполняют письменное задание).

Все справились? Давайте проверим.

Пожалуйста, расскажите, как ты пронумеровал квартиры?

Ответы детей (рассказывают по очереди как выполнили задание, а остальные проверяют.)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Выполнили все мои задания, -сказала яблонька, -спрячу вас!

Заслонила яблоня детей ветками, Гуси-лебеди мимо и пролетели.

 

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами под яблонькой отдохнем.

 

Музыкальная пауза из мультфильма «Фиксики»

 

Воспитатель: Продолжаем дальше

— Побежала девочка с братцем дальше, но снова Гуси-лебеди их догоняют. Видит стоит у дороги печка.

— «Матушка-печка, спрячь нас!» — попросила девочка.

— «Выполните мои задания, тогда помогу», — ответила печка.

 

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем печку по клеточкам. А я вам подскажу.

 

Математический диктант.

8-клеток вправо

5-клеток вверх

3-клетки влево

2-клетки вниз

5-клеток влево

3-клетки вниз.

 

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?

Ответы детей (печка).

 

Воспитатель: Спасибо, молодцы!

Печка спрятала сестрицу и братца. Гуси-лебеди покружились, покружились, да и улетели ни с чем. Дети благополучно добрались до дома. Тут и родители приехали.

 

III. Заключительная часть

 

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто вместе с нами помог детям добраться до дома?

— Кто сначала? (речка).

— Кто потом? (яблонька).

— Кто затем? (печка).

 

Ответы детей

 

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам на некоторое время стать художниками и доделать лепестки к цветкам для создания картины «цветочная поляна» (аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по основу, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной).

(дети выполняют свои работы под звучание музыки «Вальс цветов» П.И. Чайковского.)

 

Воспитатель: Ребята, давайте объединим свои работы — посмотрите, какое цветочное поле у нас получилось?

(дети на доске раскладывают свои рисунки).

 

Воспитатель: Вот и закончилось наше сказочное путешествие.

— Как называется сказка?

— Что мы делали, чтобы помочь героям сказки?

— Какое задание было для вас самым трудным?

— А какое самым интересным?

— Ребята, посмотрите, какая красивая полянка! Как много красивых цветов!

— Назовите, какого они цвета!

— Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично», — возьмите в подарок за свою работу красный цветок, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли заниматься лучше, — то возьмите синий цветок.

(дети самостоятельно оценивают свои работы.)

 

Ребенок: Давайте, ребята, учиться считать!

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

 

И в прятки сыграть не сумеют ребята

Беритесь ребята скорей за работу

Учиться считать, чтоб не сбиться со счету!

 

 

 

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

УЧАСТНИКА II (ГОРОДСКОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА

«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА РОССИИ — 2018»

В НОМИНАЦИИ

«ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»

ВОСПИТАТЕЛЯ

АБДУЛЛАЕВОЙ ЭЛЬМИРЫ МУСАЕВНЫ

 

 Цель: Овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей в домашних условиях.

Задачи:

  1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.
  2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей.
  3. Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.
  4. Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Предварительная работа:

— подбор дидактических игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения; оформление выставки;

— разработка анкеты;

— подбор упражнения для сплочения родителей; подбор притчи, способствующей осознанию отношений между родителями и детьми, к окружающему миру;

— изготовление памятки для родителей.

 

Оборудование: шляпа, бумага и ручки по количеству участников, материал к игре «Чудесный мешочек», предметные картинки к игре «Картинки-загадки», 10 картинок к игре «Запомни картинки», лабиринты по количеству присутствующих, музыка к игре «Запрещенное движение», релаксационная музыка.

 

Ход семинара-практикума:

 

          Уважаемые родители, сегодня мы с вами рассмотрим вопрос формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

          Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы.

          Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

 

 

 

           В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

          Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом.  Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.

        

         Игра «Волшебная шляпа»

         Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.

         Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию родителя) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а также можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!»

 

          По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Психолог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить родителю ребенка.

         

         Ситуация «Непослушный ребёнок».

         Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей.

Маленькая Маша с матерью пришла на берег моря.
—  Мама, можно я поиграю в песке?
—  Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
— Мама, можно я побегаю по воде?
— Нет. Ты намокнешь и простудишься.
— Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
— Нет. Ты затеряешься в толпе.

— Мама, купи мне мороженое.
— Нет. Ты простудишь горло.

Маленькая Маша начала реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:
— Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого непослушного ребёнка?

          Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир.      Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

         Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

         Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

         Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». 

        Исходя из вышесказанного, сегодня мы будем обсуждать с вами очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности дошкольников.

— Как вы понимаете выражение познавательная деятельность?

(варианты ответов и их краткий анализ)

        Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

— Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.

         Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

          Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

         — А сейчас предлагаю вам поиграть.

Проведение игры с родителями на развитие внимания:

  1. Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто сидел за столом? Кто стоял около стола? Какого цвета рубашка у Пятачка? Что ел Винни-Пух? Что держал в руках Кролик? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).
  2. Посмотрите внимательно на другую картинку. Кот с мышатами играют в жмурки. Помоги коту найти всех мышат (называют места, где спрятались мышата).

         Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

          — А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Проведение игры с родителями на развитие восприятия:

Игра «Чудесный мешочек» проводится с учетом возрастных особенностей детей, с усложнением:

— по наглядному образцу;

— по словесной инструкции;

— определение незнакомого предмета и его описание.

          От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

         Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

         В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

           — Для развития памяти можно организовать игры «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Кого не стало?» и др. Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка!

          Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Проведение игр с родителями на развитие памяти:

Игра «Запомни картинки». Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например, игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка… В течение короткого времени взрослый (ребенок) запоминает, а потом должен назвать картинки, которые запомнил, остальные проверяют.

         Игра «Запрещенное движение». Родители повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка), кто ошибается, тот садится.

         Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

Выделяют три вида мышления:

  1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
  2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

          Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

          На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

          К шести–семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

         — Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» — побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Проведение игры с родителями на развитие мышления:

Игра «Что снаружи, что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители (дети) говорят, что может быть снаружи, а что — внутри. Дом — шкаф; книга — шкаф; сумка — кошелек; кошелек — деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора — лиса. 

          — Перейдем к следующей составляющей познавательной деятельности.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

         Освоение ребенком речи является чрезвычайно важным моментом в психическом развитии, так как позволяет ему развиваться как социальному существу, т.е. осваивать опыт человечества.

         Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

  1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.
  2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.
  3. Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.

          — Для развития речи можно организовать игры «Добавь слово», «Составь предложение», «Назови ласково», «Скажи наоборот» и другие.

Проведение игры с родителями для развития речи:

Игра «Картинки-загадки». Дополнительно: предметные картинки (мяч, гриб, тапочки и т.д.) Из группы родителей (детей) выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным родителям (детям), он описывает предмет, нарисованный на ней. Взрослые (ребенок) предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

         Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

          Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

          — Для развития воображения можно организовать игры «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Дорисуй картинку», «Сочиняем сказку сами», «Пятнография».

Проведение игр с родителями на развитие воображения:

Игра «Клякса». Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Дети (родители) должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.

         Игра «Несуществующее животное». Дополнительно: листы бумаги, фломастеры. Если существование рыбы — молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пофантазируйте: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба — ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?» (Родителям (детям) предлагается нарисовать несуществующую рыбу).

         В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов, деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

         — Как развивать познавательную деятельность вы теперь знаете. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:

  1. Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.
  2. Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.
  3. Научите детей брать на себя ответственность.
  4. Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.
  5. Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.
  6. Ценить индивидуальность своего ребенка.
  7. Создать атмосферу безопасности и защищенности.

        Надеюсь, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!

           — В заключение нашей встречи, предлагаю прослушать «Притчу о двух ангелах».

          Притча о двух ангелах.

Цель: Оказание помощи родителям в осознании отношений к собственному ребенку и окружающему миру; преодоление негативных позиций в отношении собственных детей.

          Однажды по земле путешествовали два ангела старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

          Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

          Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.

         Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?

— Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

        На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.

        Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.

        Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

         На что старый ангел ответил:

— Не все является тем, чем кажется!

         Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.

(анализ притчи, рассуждения родителей).

         Надеюсь, что эта притча поможет вам взглянуть на своего ребенка «другими» глазами и для вас откроется весь мир. Помните, что нет в мире «плохого» и «хорошего». Все зависит от того, как вы на это посмотрите.

        Наш семинар-практикум подошёл к завершению, надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам формирования познавательной деятельности у детей.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:

«ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

УЧАСТНИКА II (ГОРОДСКОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА

«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА РОССИИ — 2018»

В НОМИНАЦИИ

«ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ»

ВОСПИТАТЕЛЯ

АБДУЛЛАЕВОЙ ЭЛЬМИРЫ МУСАЕВНЫ

 

          Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие.

          В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

          Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

          Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

         Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

         Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование.

         В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

  1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации.
  2. Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы.
  3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации.

          В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании — они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

         Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

         Содержание познавательного развития детей предполагает:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие воображения и творческой активности.
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
  • Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
  • Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

          Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

         Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

— использования ИКТ технологий,

— экспериментирования,

— проектной деятельности,

— знаково-символическими средствами- моделирование.

         Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.

         Типы проектов в ДОУ

         Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

         Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т. д.).

         Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

         Практико-ориентированные – с четко обозначенным, ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.

         В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической, подвижной, режиссерской.

          Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

          Традиционные формы работы:

  • Беседы
  • Досуги
  • Игровые беседы с элементами движения
  • Занятия
  • Развлечения
  • Викторины
  • Клубы
  • Конструирование
  • Театрализованная деятельность
  • Дидактические игры
  • Спортивные игры
  • Народные игры
  • Экскурсии
  • Походы
  • Выставки
  • И т. д

           Интерактивные формы работы:

  • Пресс-коференция
  • Устные журналы
  • «Школа исследователей»
  • «Клуб любознательных»
  • Рисунки-сочинения
  • Интегративная деятельность
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Режиссёрская игра
  • Создание коллекций
  • Изостудия
  • Коллективное дело
  • «Сказочная лаборатория»
  • И т. д

            Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

— вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

— повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки — передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

— обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.

         Оценка эффективности работы по познавательному развитию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики.

  • Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта